Фонд «Социальный запрос» временно приостанавливает юридические консультаци и работу с гражданами.
Приносим свои извинения!

Вы по-прежнему можете пользоваться всеми методическими и правовыми материалами, размещенными на нашем сайте. Свои замечания и предложения по работе сайта, а также любые вопросы присылайте на электронный адрес zapros@fonzapros.ru. С уважением, Команда Фонда «Социальный запрос».

Закон

Поликлиническая помощь

Все правовые документы по теме (9)
  1. Конституции Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
  5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
  6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.05.12 № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
  7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.12 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»
  9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 № 407н «Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача»

Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь (амбулаторно-поликлиническая)—это медицинская помощь, оказываемая в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника на дом.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее —Основы)каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи(ссылка на программу), а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Основные задачи поликлиники

• оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи (в том числе в неотложной форме) больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

• проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;

• проведение диспансеризации населения;

• диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;

• восстановительное лечение и реабилитация;

• клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;

• диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; функциональными расстройствами, иными состояниями, с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

• организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан;

• установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;

• организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

• проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);

• установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

• проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; выявление больных инфекционными заболеваниями; динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленном порядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;

• осуществление врачебных консультаций;

• осуществление медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе;

• экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности;

• организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;

• выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

• оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;

• организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;

• проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение памятками, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;

• повышение квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием;

• ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;

• осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.

Необходимые документы. Полис ОМС

При обращении за медицинской помощью необходимо иметь: медицинский полис, документ, удостоверяющий личность; выписку из истории болезни (амбулаторной карты) — при наличии, а также направление (при наличии) в случае обращения к врачу-специалисту.

При обращении за медицинской помощью пациент обязан предъявить полис обязательного медицинского страхования, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается в выбранную им страховую медицинскую организацию с заявлением о выборе (замене) этой страховой медицинской организации. На основании указанного заявления застрахованному лицу или его представителю страховой медицинской организацией выдается полис обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Если застрахованным лицом не было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой он был застрахован ранее.

Услуги, предоставляемые бесплатно

Разграничение оказания бесплатной медицинской помощи гражданам и платных медицинских услуг (работ) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и обеспечивается, в том числе, соблюдением установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановой форме.

Первичная медико-санитарная помощь может оказываться населению бесплатно и платно.

Бесплатно В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Платно За счет средств граждан и организаций, но только в строго оговоренных рамках.

Бесплатная экстренная и неотложная помощь

Экстренная медицинская помощь Внезапные острые заболевания и состояния; обострения хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента ВСЕГДА БЕСПЛАТНО!
Неотложная медицинская помощь Внезапные острые заболевания и состояния; обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента ВСЕГДА БЕСПЛАТНО!
Плановая медицинская помощь Оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью БЕСПЛАТНО застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования

Виды медицинской помощи, оказываемые бесплатно

Амбулаторно-поликлиническая или первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Схематично это отражено в таблице №3,где указаны любые возможные заболевания и состояния.

Источник финансирования Медицинская помощь предоставляется гражданам бесплатно при следующих заболевания и состояниях
ОМС
Первичная медико-санитарная помощь, профилактическая помощь, скорая медицинская помощь,специализированная медицинская помощь
Базовая программа обязательного медицинского страхования
инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем;туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
новообразования;
болезни эндокринной системы;
расстройства питания и нарушения обмена веществ;
болезни нервной системы;
болезни крови, кроветворных органов;
отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
болезни глаза и его придаточного аппарата;
болезни уха и сосцевидного отростка;
болезни системы кровообращения;
болезни органов дыхания;
болезни органов пищеварения;
болезни мочеполовой системы;
болезни кожи и подкожной клетчатки;
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
врожденные аномалии (пороки развития);
деформации и хромосомные нарушения;
беременность, роды, послеродовой период и аборты;
отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
ОМС
Финансирование следующих медицинских услуг
диспансеризации и профилактические медицинские осмотры, применение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения);
лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинская реабилитация, осуществляемая в медицинских организациях.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации
Скорая помощь, первичная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь при заболеваниях, не включенных в ОМС или в случае оплаты расходов, не включенных в тариф обязательного медицинского страхования
скорая медицинская помощь лицам, не застрахованным в ОМС; специализированная санитарно-авиационная скорая помощь; заболевания, передаваемые половым путем; туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита; психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ; паллиативная медицинская помощь; высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов Российской Федерации.
Средства федерального бюджета
За счет средств федерального бюджета финансируется медицинская помощь в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственной академии наук, Федеральном медико-биологическом агентстве.
За счет ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
Оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные и муниципальные услуги в следующих медицинских организациях: в лепрозориях, центрах профилактики и борьбы со СПИДом, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах охраны здоровья семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, центрах медицинской профилактики, центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, в центрах крови, на станциях переливания крови, домах ребенка, включая специализированные; молочных кухнях и прочих медицинских организациях, входящих в номенклатуру медицинских организаций, утверждаемую Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Бесплатная медицинская помощь иногородним гражданам

Экстренная и неотложная медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью пациента, на всей территории Российской Федерации, независимо от того, имеет ли пациент полис ОМС, оказывается бесплатно.

В остальных случаях в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинская помощь по видам, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказывается только застрахованным лицам на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования./p>

Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам медицинскими организациями, находящимися вне территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляется по видам, включенным в базовую программу, по способам оплаты и тарифам, действующим на территории оказания медицинской помощи./p>

То есть, находясь на территории Российской Федерации, в том числе за пределами субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, застрахованное лицо имеет право на получение медицинской помощи по видам, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования, утверждаемую Правительством РФ. /p>

Организации, оказывающие бесплатную первичную амбулаторно-поликлиническую помощь

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность (далее —медицинские организации).

В рамках обязательного медицинского страхования бесплатно предоставляется медицинская помощь в медицинских организациях, включенных в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы обязательного медицинского страхованиям (далее —Перечень). В каждом субъекте Российской Федерации он свой. В городе Москве данный перечень на 2014 год определен постановлением Правительства города Москвы № 892-ПП от 24.12.13 «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

В Перечень могут входить медицинские организации всех форм собственности (государственные, муниципальные и частные) и различной ведомственной подчиненности, а также индивидуальные предприниматели. Следовательно, для того чтобы узнать, какая медицинская организация может оказать тот или иной вид медицинской помощи бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования (для того чтобы воспользоваться правом выбора медицинской организации), необходимо обратиться к Перечню.

Все медицинские организации, включенные в Перечень, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывают бесплатную медицинскую помощь на равных условиях, но по тем видам медицинской помощи, по которым они включены в программу государственных гарантий. То есть, если, например, частная медицинская организация включена в программу государственных гарантий только по такому виду медицинской помощи, как «гинекология», то никакие другие виды медицинской помощи бесплатно она оказать не сможет.

Чаще всего государственные и муниципальные многопрофильные амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения оказывают весь спектр медицинских услуг, тогда как специализированные, ведомственные и частные организации здравоохранения, а также индивидуальные предприниматели— только некоторые. Например, офтальмологическая клиника может оказывать бесплатную медицинскую помощь только при болезнях глаз.

Таким образом, для того чтобы определить, какая медицинская организация может оказать бесплатную медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, необходимо обраться к Перечню, а также изучить лицензию медицинской организации, поинтересоваться, какие виды медицинской помощи она оказывает в рамках обязательного медицинского страхования.

Качество и доступность медицинской помощи

Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из основных требований в системе охраны здоровья граждан Российской Федерации.

Под качеством медицинской помощи обычно понимается совокупность характеристик медицинской помощи, отражающих ее способность удовлетворять потребности пациентов с учетом стандартов здравоохранения, соответствующих современному уровню медицинской науки, а доступность медицинской помощи —это реальная возможность получения населением необходимой медицинской помощи вне зависимости от социального статуса, уровня благосостояния и места проживания.

Иными словами, качественная медицинская помощь —это своевременная медицинская помощь, оказанная квалифицированными медицинскими работниками и соответствующая требованиям нормативных правовых актов, стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных) в установленные сроки, в условиях, соответствующих нормам и правилам.
Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Доступность медицинской помощи обусловлена рядом объективных факторов: сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями государства, наличием и уровнем квалификации медицинских кадров, наличием на конкретных территориях необходимых медицинских технологий, возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации, имеющимися транспортными возможностями, обеспечивающими своевременное получение медицинской помощи; уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Таким образом, доступность медицинской помощи является важнейшим условием оказания медицинской помощи населению.

Механизмом, в значительной степени реализующим право на доступность медицинской помощи, является ее стандартизация. Медицинские стандарты (протоколы ведения больных) составляются с пониманием ограниченности средств и особенностей оказания помощи в различных лечебно-профилактических организациях, поэтому в них закладывается минимальный уровень необходимой помощи.

Оснащение отделений и кабинетов оказания первичной медико-санитарной помощи

В медицинской организации должно быть все необходимое оборудование для качественного оказания медицинской помощи. Какое оборудование должно в обязательном порядке иметься в медицинской организации, регламентируется в порядках оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения РФ. Надзор за соблюдением указанных порядков осуществляют контрольные органы, в том числе прокуратура.

Например, приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» утвержден стандарт оснащения женской консультации (то есть перечень необходимого оборудования и медицинской техники).

Ознакомиться с указанными документами можно на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ в разделе «Банк документов»(http://www.rosminzdrav.ru/docs).

При оказании бесплатной медицинской помощи в случае необходимости проведения прикрепленному пациенту какого-либо обследования или лечебной процедуры медицинская организация не должна отказывать пациенту в предоставлении данных услуг по причине отсутствия (неисправности) какого-либо оборудования. В этой ситуации организация здравоохранения должна выдать пациенту направление на бесплатное прохождение необходимого ему обследования или лечения в другой организации здравоохранения, с которой у первой организации должен быть заключен договор (то есть оплату предоставленных пациенту услуг должна осуществить медицинская организация, которая направила его на лечение, или же страховая медицинская организация, если данный вид медицинской помощи оплачивается отдельно).

Важно помнить, что пациенту нет нужды выяснять, кто и как должен платить за ту медицинскую помощь, которая ему необходима;если есть направление на ту или иную диагностическую или лечебную процедуру, то требуйте ее предоставление на бесплатной основе. Если же процедура не была предоставлена бесплатно, пациент имеет право взыскать себе компенсацию стоимости медицинских услуг, предоставленных ему на платной основе. Для защиты своих прав пациент может обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС.

Обязанности страховой медицинской организации, выдавшей полис ОМС

Страховая медицинская организация —защитник интересов застрахованного лица в сфере ОМС. Страховая медицинская организация (СМО) —это юридическое лицо, в обязанности которого входит оплата медицинской помощи, контроль объемов, сроков, качества ее предоставления, защита интересов застрахованных, выдача полисов ОМС.

Страховая медицинская организация обязана информировать застрахованных о том:

какие медицинские организации работают в системе ОМС субъекта РФ;
какую медицинскую помощь и в каком порядке можно получить бесплатно;
какие права и обязанности есть у застрахованных в системе ОМС;
как поменять поликлинику или выбрать стационар, как осуществить выбор лечащего врача;
как реализовать право на выбор страховой медицинской организации;
как и где получить (переоформить) полис ОМС.

Страховая медицинская организация обязана помогать застрахованным, когда имеются сложности в получении медицинской помощи:
трудно попасть к специалисту на прием или на обследование;
есть претензии к срокам организации либо качеству лечения;
предлагают заплатить за лечение, обследование, лекарственные препараты либо расходные материалы.

В страховых медицинских организациях работают подразделения по защите прав застрахованных, проведению медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

Специалисты и эксперты СМО имеют клинический опыт, социальную, экономическую и юридическую подготовку; они обязаны:
рассматривать обращения граждан;
проводить экспертизы медицинской помощи;
осуществлять меры, направленные на предоставление медицинской помощи надлежащего объема и качества;
проводить правовое консультирование граждан;
принимать меры по досудебному и судебному возмещению гражданам неправомерно понесенных личных расходов, вреда здоровью при получении медицинской помощи в медицинских организациях системы ОМС.

Правила оказания платных медицинских услуг

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

Платные медицинские услуги — медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее — договор).

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Условия предоставления платных медицинских услуг

При заключении договора на предоставление платных медицинских услуг потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

При оказании платных медицинских услуг действует ряд ограничений.
При оказании платных медицинских услуг не должны ущемляться права граждан, получающих такие услуги безвозмездно в рамках программы госгарантий. То есть, если другим пациентам за плату предоставляются услуги медицинского персонала более высокой квалификации, это и является примером ущемления прав граждан,получающих услуги безвозмездно.

Нельзя предоставлять платно медицинскую помощь, оказываемую в экстренной форме (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и также бесплатно. Экстренная медицинская помощь —это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

Такая помощь оказывается вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, поскольку она финансируется за счет государственного бюджета. Поэтому отказ от оказания этой помощи является явным нарушением закона.

Безотлагательная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

В каких случаях могут предоставляться платные медицинские услуги

Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:
а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:
установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев, когда пациент имеет направление от лечащего врача, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

Договор должен содержать: а) сведения об исполнителе:
наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации —юридического лица, адрес местонахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес местонахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа; б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика —физического лица; наименование и адрес местонахождения заказчика —юридического лица;
в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись; фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись; в случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
з) порядок изменения и расторжения договора;
и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй —у заказчика, третий —у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

В случае если при оказании платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется оказание дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца).

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве —требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

Сроки ожидания медицинской помощи

Предельные сроки ожидания

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в территориальных программах государственных гарантий устанавливаются предельные сроки ожидания. Данные сроки не могут превышать рекомендованные Министерством здравоохранения РФ:
для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме — не более 2 часов с момента обращения;
для приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней с момента обращения;
для проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней;
для проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 30 рабочих дней;

Для жителей города Москвы сроки ожидания медицинской помощи установлены в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: (сделать ссылку (переход на документ) на пункт 7 раздела 2 программы)
так, например, в Москве срок ожидания приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме —не более 7 рабочих дней с момента обращения;
для проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме —не более 7 рабочих дней;
для проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме —не более 20 рабочих дней.

Если в вашем регионе сроки ожидания медицинской помощи не установлены

В случае если в вашем регионе сроки ожидания медицинской помощи не установлены или не соответствуют вышеуказанным, рекомендуем руководствоваться следующими нормами права.

Статья 4 Основ устанавливает принципы охраны здоровья граждан, в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Превышение сроков ожидания медицинской помощи противоречит данным принципам, что ведет к нарушению прав граждан, в том числе к отказу в оказании медицинской помощи, поскольку пациенты, не выдерживая длительного ожидания, вынуждены получать необходимые им медицинские услуги за счет собственных средств.

Статья 10 Основ устанавливает критерии, посредством которых достигаются доступность и качество медицинской помощи; один из этих критериев — наличие необходимого количества медицинских работников. Следовательно, организации здравоохранения должны иметь то количество медицинских работников (в первую очередь, врачей), которое обеспечит возможность оказания медицинской помощи без длительной отсрочки. На практике необоснованно длительное ожидание той или иной медицинской услуги вызвано именно недостаточным количеством врачей-специалистов.

Статья 32 пункт 3 части 3 Основ указывает, что плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, если отсрочка указания плановой медицинской помощи на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

То есть, ожидание должно быть таким по времени, чтобы оно не создало угрозу для жизни!

ВНИМАНИЕ! Требуйте, чтобы объем, сроки, место и своевременность проведения диагностических и лечебных мероприятий определялись лечащим врачом в зависимости от медицинских показаний и указывались им в медицинской карте!

Если районная поликлиника не может оказать медицинскую помощь в установленные сроки

В случае если медицинская организация (чаще речь идет о районных поликлиниках) не может оказать медицинскую помощь в установленные сроки, она обязана направить пациента в другое медицинское учреждение, включенное в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы. Альтернатива возможна, если пациент согласен (подписал письменное согласие) на получение определенного вида помощи с нарушением установленных сроков ожидания.

При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и (или) при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям участковый врач-терапевт, участковый врач-терапевт цехового участка, врач общей практики, семейный врач по согласованию с врачом-специалистом по профилю заболевания пациента должен направить его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях.

Право выбора поликлиники

В соответствии со статьей 21 Основ при предоставлении гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (то есть в рамках полиса ОМС) гражданин имеет право на выбор медицинской организации.
Выбор медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, осуществляется из числа медицинских организаций, участвующих в реализации программы обязательного медицинского страхования.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

Порядок выбора организации здравоохранения определен приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Выбор или замена медицинской организации осуществляется путем личного обращения в медицинскую организацию, на основании письменного заявления, поданного застрахованным на имя главного врача. Для того чтобы вас взяли на обслуживание в выбранной вами организации здравоохранения, необходимо обратиться с заявлением о вашем прикреплении к главному врачу. Требования к заявлению установлены п. 5 вышеуказанного Порядка.

Может ли поликлиника отказать в прикреплении из-за перегруженности участков?

Если в медицинской организации все терапевтические, педиатрические участки или женская консультация превышают норматив по прикрепленному населению, и никто из врачейне согласится прикрепить еще одного пациента, возникает коллизия норм права.

С одной стороны, нормы статьи 21 Основ охраны здоровья граждан дают право пациенту на выбор медицинской организации и лечащего врача, с другой стороны, эти же нормы ставят этот выбор под условие получения согласия врачей. На наш взгляд, в этой ситуации должны вступать в силу принципы оказания медицинской помощи, установленные статьей 4 Основ охраны здоровья граждан. А именно—следующие принципы:
• соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
• доступность и качество медицинской помощи;
• недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

У пациента может быть масса причин, по которым он изъявил желание обслуживаться именно в этой медицинской организации; например, ему удобнее это делать рядом с местом работы, учебы; он временно проживает рядом с данной медицинской организацией, пусть даже без регистрации; ему удобнее добираться, учитывая маршруты общественного транспорта, и может быть еще множество других оснований.
Поэтому, на наш взгляд, ситуации, когда все врачи медицинской организации отказались, быть не может! То есть, если все врачи перегружены, значит, налицо нарушение принципа доступности медицинской помощи, тогда эта самая доступность начинает страдать, возникают очереди. В этой ситуации задача руководителя медицинской организации, а также органов исполнительной власти рассмотреть возможность введения дополнительных участков.

Поэтому в данной ситуации важно не опускать руки и обязательно обжаловать такой отказ в прикреплениив вышестоящие органы. А если это не помогло, то необходимо обжаловать через суд! А суд, помимо обжалования незаконного отказа в прикреплении, просить также обязать руководителя медицинской организации и орган исполнительной власти, в чьи обязанности входит обеспечение населения медицинской помощью, устранить перегрузку врачебных участков и обеспечить реальную доступность медицинской помощи.

Медицинские организации созданы не для обеспечения медицинского персонала рабочими местами, а для оказания медицинской помощи населению, поэтому во главе всего стоят именно его (населения) потребности.

Документы, прилагаемые к заявлению прикреплении к поликлинике

При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов:
1) для детей после государственной регистрации рождения и до четырнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации:
свидетельство о рождении;
документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
полис обязательного медицинского страхования ребенка;
2) для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше:
паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
полис обязательного медицинского страхования;
3) для лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»: удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или копия жалобы на решение о лишении статуса беженца, поданной в Федеральную миграционную службу с отметкой о ее приеме к рассмотрению, или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
полис обязательного медицинского страхования;
4) для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации:
паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
вид на жительство;
полис обязательного медицинского страхования;
5) для лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации:
документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
вид на жительство;
полис обязательного медицинского страхования;
6) для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации:
паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации;
полис обязательного медицинского страхования;
7) для лиц без гражданства, временно проживающих в Российской Федерации:
документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации либо документ установленной формы, выдаваемый в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
полис обязательного медицинского страхования;
8) для представителя гражданина, в том числе законного:
документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия представителя;
9) в случае изменения места жительства —документ, подтверждающий факт изменения места жительства.

Право выбора лечащего врача

Каких врачей можно выбрать

Вы имеете право на выбор лечащего врача (пп.1 п. 5 ст. 19Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации). В поликлинике, к которой вы прикреплены, можно выбрать врача, но не чаще одного раза в год (за исключением случаев замены поликлиники).
Так, можно выбрать:
врача-терапевта;
участковоговрача-терапевта;
врача-педиатра;
участковоговрача-педиатра;
врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Примечание.Пока вы не выберете врача, первичную врачебную медико-санитарную помощь вам будут оказывать врачи, за которыми вы закреплены без учета вашего желания (п. 16 ст. 100 Основ). Так, например, участковый врач-терапевт формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения. Следовательно, когда вы прикрепляетесь к поликлинике, врач вам назначается «по умолчанию».

Пошаговая инструкция, как правильно сменить врача

Если вы решили сменить лечащего врача, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте заявление и представьте его в поликлинику.
Заявление составляется в письменной произвольной форме на имя руководителя поликлиники (или ее подразделения), в заявленииуказываются причины замены лечащего врача (п. 2Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н). (Образец заявления)

Шаг 2. Дождитесь получения информации о врачах, за которыми вас могут закрепить.
Руководитель поликлиники (ее подразделения) в течение трех рабочих дней со дня получения заявления должен проинформировать вас или вашего представителя в письменной или устной форме (по почте, телефону, электронной почте) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи этими врачами (п. 3 Порядка).

Шаг 3. Выберите врача.
После получения информации выберите лечащего врача (п. 4 Порядка). Учтите, что возложить на выбранного вами врача функции лечащего врача можно только с учетом его согласия (п. 1 ст. 70Основ; п. 8 Порядка). Врач не может необоснованно отказать вам в прикреплении вас к его участку. Основанием для отказа может быть, например, перегруженность участка. Поэтому, в случае отказа врача, вы имеете право потребовать обоснование такого отказа, которое впоследствии можно обжаловать в вышестоящих органах или в суде.

Примечание.При выборе врача вы имеете право получать информацию в доступной форме, в том числе размещенную в сети Интернет, о врачах, об уровне их образования и квалификации (п. 7 ст. 21Основ). В случае если такой информации нет в свободном доступе, необходимо обратиться к руководителю медицинской организации и потребовать ее предоставление.

Формирование участков

Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:
на фельдшерском участке —1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
на терапевтическом участке —1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, —1300 человек взрослого населения);
на участке врача общей практики —1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
на участке семейного врача —1500 человек взрослого и детского населения;
на комплексном участке —2000 и более человек взрослого и детского населения.

В зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях обеспечения ее доступности могут формироваться постоянно действующие медицинские бригады, состоящие из участкового врача-терапевта, фельдшеров, акушеров и медицинских сестер, с распределением между ними функциональных обязанностей по компетенции, исходя из установленных штатных нормативов, предназначенных для расчета количества должностей, предусмотренных для выполнения медицинской организацией возложенных на нее функций.

Правила организации деятельности поликлиники

Поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

Рекомендуемая структура

Для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:
регистратура;
отделение (кабинет) доврачебной помощи;
отделение общей врачебной (семейной) практики;
отделение (кабинет) первичной специализированной медико-санитарной помощи;
отделения первичной специализированной медико-санитарной помощи (травматолого-ортопедическое, хирургическое, терапевтическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, неврологическое и другие);
кабинеты врачей-специалистов;
отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи;
отделение (кабинет) функциональной диагностики;
стоматологическое отделение (кабинет);
процедурный кабинет;
смотровой кабинет;
флюорографический кабинет;
кабинет доверия;
кабинет кризисных состояний и медико-психологической разгрузки;
кабинет медицинской помощи при отказе от курения;
отделение (кабинет) лучевой диагностики;
клиническая лаборатория;
биохимическая лаборатория;
микробиологическая лаборатория;
отделение (кабинет) медицинской профилактики;
центр здоровья;
помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья);
дневной стационар;
информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики;
организационно-методический кабинет (отделение);
административно-хозяйственные подразделения.

Информация о предоставляемых медицинской организациях услугах

Медицинская организация обязана предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
а) для юридического лица —наименование и фирменное наименование (если имеется);
для индивидуального предпринимателя —фамилия, имя и отчество (если имеется);
б) адрес местонахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес местонахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации.
Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Медицинская организация предоставляет для ознакомления по требованию пациента:
а) копию учредительного документа медицинской организации —юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.
При оказании медицинской помощи по требованию пациента ему должна предоставляться в доступной форме информация о медицинских услугах, содержащая следующие сведения:
а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при оказании медицинских услуг;
б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
г) другие сведения, относящиеся к оказываемой медицинской помощи.

Медицинская организация при оказании медицинской помощи должна соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

В соответствии со статьей 6.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц —от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц —от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Соблюдение в медицинских организациях санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил, а также иных требований по состоянию помещений

Во время прохождения лечения пациент имеет право, вне зависимости от того, платно или бесплатно ему оказывается медицинская помощь, на комфортные условия в медицинской организации, соответствующие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.

Значительная часть объектов здравоохранения не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническим нормам, нуждается в текущем и капитальном ремонте, обеспечении мебелью, хозяйственным инвентарем, расходными материалами и иными средствами, необходимыми для качественного оказания населению медицинской помощи, гарантированной ст. 41 Конституции Российской Федерации.

В медицинских организациях для пациентов должны быть организованы безопасные условия пребывания. Помещения должны быть оборудованы средствами пожаротушения, системами оповещения людей о пожаре. Пути эвакуации людей при пожаре проходы должны быть свободными, не загроможденными. Для инвалидов и других маломобильных групп населения в медицинских учреждениях должны быть созданы специальные условия (пандусы, лифты и т.п.).

Организация здравоохранения должна иметь резервные источники электроснабжения и водоснабжения, внезапные отключенияэлектричества или водоснабжения не должны приводить к параличу учреждений, а тем более не должны отражаться на качестве оказания медицинской помощи, причинять вред здоровьюпациентов. В случае если такое происходит, налицо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих должностных обязанностей, что должно повлечь возбуждение уголовного дела по ст. 293 УК РФ (халатность).

В организациях здравоохранения должны соблюдаться правила по установке, размещению, эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры, внутренней отделке помещений, использованию средств индивидуальной защиты персонала, организации рабочих мест персонала; соблюдаться санитарные требования и гигиенические нормативы, касающиеся условий труда медицинских работников.

Поэтому в целях надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, а также законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт, необходимо не только своевременно реагировать на выявленные нарушения закона, но и обращать внимание на исполнение законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями здравоохранения при осуществлении ими финансирования, содержания, строительства и ремонта зданий государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Федеральный закон от 21.112011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет не только правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав, но также полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

Активная позиция самих пациентов по вопросам комфортабельности организаций здравоохранения не только позволит добиться улучшения состояния законности при расходовании бюджетных средств, выделяемых на содержание, строительство и ремонт зданий медицинских учреждений, но и обеспечит гражданам доступность и качество медицинской помощи.

Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также графики работы ее подразделений и специалистов устанавливаются локальными паровыми актами самой организации.

Сведения о режиме и графиках работы должны быть предоставленыпосредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации.

Одной из важнейших задач органов управления здравоохранением и медицинских организаций является безотказное обеспечение квалифицированной медицинской помощью трудоспособного населения в их нерабочее время, в связи с чем режим работы медицинских организаций должен быть приведен в соответствие с этой основной задачей.
Режим работы медицинской организации и графики работы ее подразделений и специалистов имеют большое значение для доступности медицинской помощи.

Очень небольшое число государственных и муниципальных медицинских организаций работают в течение шестидневной рабочей недели, в большинстве своем они в субботние дни имеют только дежурных врачей, не обеспечивая прием больных основными врачами-специалистами. Особенно неудобно для населения организован режим работы поликлинических отделений диспансеров и специализированных больниц. Во многих поликлиниках не обеспечено четкое и систематическое информирование населения о режиме их работы в течение дня и дней недели, в связи с чем население не имеет возможности рационально использовать свое нерабочее время и своевременно обратиться к врачу за необходимой медицинской помощью и получением различного рода медицинских документов.

В некоторых поликлиниках плохо организована работа регистратур, сокращен объем работы рентгеновских кабинетов, лабораторий, физиотерапевтических отделений и других структурных подразделений этих учреждений, в связи с чем удлиняются сроки обследования и лечения больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Серьезные недостатки существуют в организации и уровне постановки экспертизы временной нетрудоспособности. Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях, как правило, заседания врачебных комиссий в субботние дни не проводятся.

Условия доступа инвалидов в медицинские организации

В федеральном законе «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» говорится, что все организации обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В законе особо оговорена необходимость оборудования зданий и сооружений таким образом, чтобы они были доступны для посещения маломобильными группами населения.
Наличие беспрепятственного доступа в медицинскую организацию для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одним из требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

Территориальная доступность медицинской организации для населения

В ст. 10 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации перечислены конкретные меры, которые должны помочь обеспечить территориальную доступность населения к медицинским организациям. Так, согласно указанной статье, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
3) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинскими работниками средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Территориальная доступность медицинской организации означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Особенности территории РФ таковы, что санитарная авиация — подчас единственная надежда жителей отдаленных местностей (или мегаполисов с затрудненным движением) получить скорую медицинскую помощь. Распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р субъектам РФ рекомендовано использовать при развитии социальной инфраструктуры методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Данные методические рекомендации исходят из признания несоответствия существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объема оказываемых ими услуг потребностям населения, а также сокращения числа учреждений социально-культурной сферы.
Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах здравоохранения, в отличие от аналогичной методики в области образования, не устанавливает параметров географической доступности (например, радиус обслуживания дошкольных учреждений составляет от 300 м в городе и до 500 м — в сельской области, для иных учреждений образования в расчет берется соотношение между числом обучающихся и численностью жителей). Исходя из уровней обслуживания, где за единицу отсчета принимается отделение на 25 коек для стационара или врачебная должность для амбулатории Методика помогает рассчитать потребность в госпитализации, но не доступность медицинской помощи. В связи с этим для разных территорий Российской Федерации складывается своя территориальная доступность медицинской помощи. Но это не значит, что органы власти не должны стремиться к улучшению доступности медицинской помощи. При этом, необходимо не только осуществлять строительство и открытие новых организаций здравоохранения, но и улучшать доступность к объектам здравоохранения посредством ремонта и строительства дорог, улучшения транспортного обслуживания населения.

ЕСЛИ ВАШИ ПРАВА БЫЛИ НАРУШЕНЫ, СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ подать жалобу